Правильное окно

МЫ ПОМОЖЕМ ВАМ ВЫБРАТЬ ОКНО






Витражи - об окнах из мозаики.

 

История витража

Классический витраж - это композиция из разноцветного стекла, предназначенная для декоративного заполнения проема. Термин "витраж" произошел от латинского слова "vitrum" - стекло. Однако в Европе отголоски латинского названия встречаются разве что во французском языке, в корнях слова "vitrail". Англичане цветную мозаику называют "stained glass windows" или "painted glass", а немцы - "glasgemalde".

История витражей неразрывно связана с историей христианства. Предками витража можно считать византийские базилики, построенные еще в V веке. Правда в то время вместо стекла в них обычно использовались пластинки из алебастра и селенита. Стекло же активно начали использовать на столетие позже.

Фрагменты самого раннего витража, обнаруженного археологами, датируются 540 годом нашей эры. А древнейший полностью сохранившийся витраж находящийся в монастыре Св. Павла (Англия) был создан в 686 году.

Если изначально витражи изготавливали потому, что технология производства листового стекла еще не была известна, то постепенно эта "вынужденная" мера превратилась в самостоятельное искусство, со своими традициями и канонами. Для скрепления стеклянных кусочков обычно применялись свинцовые полоски.

Несовершенство ранних стекол, имевших неоднородную поверхность и многочисленные изъяны в виде пузырьков, было витражам лишь "на руку", обеспечивая причудливую игру проходящего сквозь них света. Витражи романского периода великолепно сочетались с мозаичными полами и расписанными стенами храмов.

Но золотой век витражей начался с появлением готического стиля. Стеклянная мозаика витража органично вписалась в большие, вытянутые окна готических храмов, создавая внутри особую, пропитанную мистикой атмосферу.

С приходом ренессанса, техника изготовления витражей достигла совершенства, но само искусство постепенно начало утрачивать свою элитарность, а витражи из церквей "перебрались" в дома состоятельных граждан. Как следствие - разнообразнее стали используемые мотивы. К религиозной тематике добавились геральдические композиции, портреты, пейзажи и любовные сценки. В XVII веке распространены были и небольшие кабинетные витражи.

Но это был уже закат витражного дела, а сама стеклянная мозаика становилась едва ли не моветоном и несовременным пережитком готики.

 

 Витражи окна мозаика

Возрождение витража

Своим вторым рождением древнее искусство витража обязано англичанину Уильяму Моррису и его сподвижникам - Данте Габриэлю Россети и Э. К. Берн-Джонсу, основавшим в середине XIX века "братство прерафаэлитов". Усилия братства были направлены на возрождения ряда форм "подзабытого"старинного искусства и на воссоздание средневековой этики ручного производства. В частности Моррис организовывал ремесленные мастерские по изготовлению мебели, обоев и витражей.

Прерафаэлиты стали "первыми ласточками" стиля "модерн", или как его еще называют "ар-нуво".

Главной значимой фигурой в возрождении массового интереса к витражам, как к высокохудожественным произведениям, стал американский декоратор Луис Комфорт Тиффани. Именно ему витражи обязаны тем, что для соединения кусочков стекла вместо свинца стала использоваться клейкая медная фольга - "фолия". Технология Тиффани заключалась в том, что каждая часть стеклянной мозаики оборачивалась по периметру медной фольгой, а затем кусочки спаивались.

Данный метод с энтузиазмом был принят на вооружение и другими декораторами, а имя самого изобретателя легло в название нового стиля - "тиффани".

Главное преимущество при использовании медной фольги заключалось в том, что теперь части витража могли соединяться под любым углом. Что позволило изготавливать не только плоские витражи, но и торшеры, люстры, бра с витражными абажурами. Кроме декоративных светильников, среди работ фирмы "Тиффани Студиос" присутствовали часы, вазы и другие изделия, выполненные из кусочков стекла.

Луис намеренно использовал неоднородное стекло, добиваясь такого же эффекта, как и старинные мастера. Но он не остановился на слепом подражании, а пошел гораздо дальше, связав воедино красоту и практичность.

К началу XX века изготовление витражей стало достаточно массовым явлением, сплотив вокруг себя таких известных архитекторов и художников как Анри ван де Вельде, Виктор Орта, Луис Салливен, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош и многих других. Эти люди стремились достичь в искусстве своеобразного абсолюта в сочетании формы, гармонии и нестандартного подхода.

Еще одним знаменитым новатором в изготовлении витражей стал Фрэнк Ллойд Райт, творения которого вдохновили на творческий поиск декораторов следующих поколений. Дом Райта переполняли всевозможные стеклянные изделия. Витражи были повсюду - в окнах, в плафонах, в настенных панелях. И даже мебель для столовой была сделана из разноцветного стекла.

В 20-ых годах прошлого столетия в крупнейшей дизайнерской школе Германии открылся отдельный курс витражного мастерства. Древнее искусство преподавали Пуаль Клее и Йозеф Альберс. В лице Тео ван Дусбурга и Пита Мондриана нашло своих последователей витражное дело и в Дании.

После Второй мировой войны начался настоящий "витражный бум" - люди бросились создавать противовес гнетущему "индустриалу". В середине прошлого века немало времени уделили витражным работам такие мастера как Марк Шагал, Фернан Леже и Анри Матисс.

 

Светильник с витражным абажуром

 

Витражные технологии

В течение многих веков до появления стеклопроката, при изготовлении витражей применяли изготовленное вручную "античное стекло". Насчитывалось множество разновидностей "рукотворного" стекла, среди которых было стекло выдувное и катанное, матовое и прозрачное и т.д. К такой разновидности декоративного стекла же можно отнести и "американский опалисцент", автором которого был незабвенный Тиффони.

Многообразие форм, оттенков, светопреломляющих свойств стекломатериалов давало мастерам возможность изготавливать из них уникальные произведения, которые способны поразить своим совершенством даже лишенного художественного вкуса человека.

Появление стеклопрокатной технологии еще более пополнило витражный "арсенал" - теперь выпускалось не только гладкое, но и фактурное, ограненное и объемное стекло, позволяющее добиться невероятных визуальных эффектов.

Технологии соединения фрагментов витражей так же пополнились новыми методами и для склеивания начали применять не только свинец и медную фольгу, но и латунь, алюминий, пластобетон, эпоксидные смолы и методы соединения на молекулярном уровне.

Одна из наиболее сложных современных технологий носит название "фьюзинг", что в переводе означает "спекание". В данном методе рисунок собирается без предварительного склеивания и помещается в специальную печь, где при температуре в 850 градусов спекается в цельное изображение. При всей своей трудоемкости, такие витражи невероятно красивы, чем обуславливается их высокая цена - порядка 700$ за кв. метр.

Еще одной интересной технологией является "кастинг" или "муранское стекло". Цветное стекло заливается в металлические формы и покрывается сверху слоем стекла прозрачного.

Существует и множество "псевдовитражных" технологий, при которых стеклянный объект покрывается разноцветными пленками или лаками, имитирующими полноценный витраж. Однако с эстетической точки зрения подобные изделия не представляют ни малейшей ценности.

 

Витраж в интерьере

В советский период Россия практически не уделяла внимания витражному производству. Витраж во все времена был атрибутом роскоши, и позволить себе такого советский народ не мог как по материальным, так и по идеологическим соображениям. Особо страждущим приходилось довольствоваться витражными суррогатами из раскрашенного стекла.

Однако в последнее время и в нашей стране наметилась тенденция к значительному улучшению ситуации. И если еще несколько лет назад витражами похвастать могли разве что офисы, банки и госучреждения, то теперь это искусство находит все больший отклик и в домах обычных людей.

 Использование витражей в интерьерах современных квартир выводит жилищное дизайнерство на качественно новый уровень. На помощь привычным и традиционным элементам домашнего декора приходят витражные стеклопакеты, светильники, панно, перегородки, мебель, подвесные потолки и другие изделия из цветного стекла.

Самое невзрачное помещение при помощи витражей можно заставить "зазвучать" по-новому. Даже небольшие витражные вставки в серванты или шкафы значительно разнообразят "приевшуюся" обстановку. А подсвеченные изнутри витражные панели или картины наполнят квартиру волшебными красками, превратив ее в сказочный дворец.

Важным свойством витража является его способность визуально изменять размеры помещения, зрительно раздвигая его стены, создавая определенные цветовые зоны, гармонично сочетающиеся с остальным пространством.

С точки зрения эстетики витражные элементы не только уместны, но и необходимы практически в любом доме. Современные технологии, использующиеся витражными мастерскими и студиями, помогут воплотить в реальность самые смелые фантазии заказчика.

Витражные композиции могут состоять не только из цветного стекла, но и включать в себя другие элементы - камень, металл, раковины и т.д.

 

Витраж на окнах 

 

Витраж собственными руками

При всех своих многочисленных достоинствах витраж все же остался достаточно элитарной вещью. Далеко не каждый человек имеет возможность выкладывать десятки и сотни долларов за один квадратный метр.

Однако вполне можно попробовать сделать красивый витраж самостоятельно.

Так как большинство методов либо очень трудоемки или требуют специального оборудования, мы остановимся на технологии соединения стекол при помощи раствора. Такой вариант идеально подходит для домашних условий и не требует практически ничего, кроме желания и материалов.

Для работы потребуется стеклорез (прекрасно подойдет роликовый). На лист картона наносится эскиз будущего витража с очерченными тушью контурными линиями. Затем по этому рисунку из цветного стекла вырезаются фрагменты витража.

Далее лист с рисунком закрывается листом прозрачного силикатного стекла, на который в соответствии с эскизом выкладываются нарезанные кусочки. Необходимо внимательно следить, что бы все детали были на своих местах.

Следующим этапом станет подготовка соединительного раствора. Готовят его в таких пропорциях - на одну часть цемента и одну клея ПВА берут три части песка. Части соединяют в специальной емкости, которую несложно изготовить из пустой пластиковой бутылочки. Лучше использовать нехрупкий пластик, например, тару из-под шампуня. В пробке бутылки проделывают отверстие, в которое вставляется трубка, диаметром 4-5 мм.

Затем края каждого фрагмента обмазываются подготовленным раствором. Чтобы на краях не оставалось "сухих" мест, масса тщательно распределяется деревянной палочкой. Это предотвращает возможное подтекание клея под витраж. После того, как нанесенный слой подсохнет, можно производить основную заливку, аккуратно распределяя раствор в зазоры между элементами витража.

Если витраж предназначается для окна или двери, то его выполняют на предварительно вынутом из рамы стекле, после чего вставляют обратно. Если витраж предполагается вешать на стену, то в верхних углах перед сборкой размещают проволочные петли для крепления.

Такой метод позволяет изготавливать витражи различных форм и размеров, подходящие как для декорирования стен и проемов, так и для светильников.

Добавим что, не имея достаточного опыта, не стоит сразу же увлекаться излишне сложным рисунком.

Главная:: Профили:: Стеклопакеты:: Фурнитура:: Технология:: Правильное окно:: Как выбрать окно:: Контакты:: Карта сайта